Sweden
Helsinki
Sankt Peterburg

     ВПЕРВЫЕ село Благовещенье (бывшее Княже) в числе нескольких других Радонежских сел Троице-Сергиева монастыря упоминается в Жалованной грамоте великого князя Московского Ивана III, данной Троицкому игумену Вассиану, игуменство которого выпало на 1462 – 1466 годы. Жалованная грамота освобождала монастырское село от многих государственных пошлин, от поборов и постоев. Жалованная грамота передала право суда над Благовещенскими крестьянами Троицкому игумену Вассиану «или кто по нем иный игумен будет». Завершалась грамота предостережением:

«А кто сь сее мое грамоты не слушает, или кто чем изобидит их [крестьян Радонежских сел], быти от меня, от великого князя, в казни».

     В 1481 ГОДУ великий князь Иван III подписал новую грамоту, запрещавшую князьям, боярам, воеводам ратным и подорожным людям «ставиться» и брать подводы в Радонежских селах Троице-Сергиева монастыря, не исключая и села Благовещения В 1534 году, при игумене Иоасафе, пожалования Ивана III от имени его сына, малолетнего великого князя Ивана IV, были подтверждены правительством его матери, великой княгини Елены Глинской. Великокняжеские грамоты изображают Троице-Сергиев монастырь не только владельцем, но и покровителем своих крестьян, ограждавшим их от многих поборов, от своевольства сильных и знатных людей. Покровительство монастыря пошло на пользу крестьянам, о чем свидетельствуют документы XVI века. В одном из документов 1512 года в селе Благовещенье показано 29 крестьян, что для начала XVI века немало. Крестьяне перечислены по именам и прозвищам, но без фамилий, которые в те времена простым людям не полагались, и в уменьшительной форме. Приведем их в том порядке, как они записаны в документе:

Филка, Ондрейко, Шадра, Костя, Петрок, Костя, Онанка, Огафоник, Федко, Васко, Нестерик, Ивашко, Ортемко, Гридка, Фролко, Дубина, Ярыш, Кирилко, Ивашко, Дениско, Олешко, Панюта, Игнат, Васко, Степанко, Ивашко, Микитка, Колуга, Крома.

     УЖЕ В 1536 ГОДУ при Благовещенской церкви в кельях жили «благовещенские старицы» – одинокие, больные, престарелые женщины, питавшиеся подаяниями крестьян и «подорожных людей», проходивших через село в Троице-Сергиев монастырь. Сам факт наличия в селе богадельни – свидетельство роста и села, и благосостояния его обитателей. Еще более ценные сведения сообщает составленная в 1587 году Писцовая книга, в которой упоминается «церковь пречистыя Богородицы, древяна вверх, ветха, а в церкве образы и свечи и книги и всякое церковное строенье монастырское». Церковь «древяна верх» – так в старину могли назвать церковь, завершенную восьмигранным шатром, так могли назвать и высокую церковь обычного клетского типа, завершенную небольшим восьмигранным барабаном, несущим церковную главку с крестом. Для села Благовещенья второй вариант представляется более вероятным, если учесть, что между основанием села Княже с его клецкой церковью и составлением Писцовой книги прошло не более 235 лет, – срок не слишком большой для построенного на совесть деревянного храма. Обратим внимание на то, что все внутреннее убранство, «образы и свечи и книги», и, вообще, «всякое церковное строенье» Благовещенской церкви, отмеченное в Писцовой книге 1587 года, было монастырским. Обустройство храма относилось, конечно же, к XV столетию, когда село Княже перешло во владение Троицкой обители. Желая упрочить духовную связь с селом, монастырь снабдил храм новыми образами, свечами и дорогими богослужебными книгами. Среди переданных в Благовещенскую церковь образов, конечно же, были образа Живоначальной Троицы, Преподобного Сергия, был и распространенный в монастыре образ Явления Божией Матери Преподобному.

     В СЕНТЯБРЕ 1608 ГОДА многотысячное польско-литовское войско панов Сапеги и Лисовского по Московской дороге подошло к Троице-Сергиеву монастырю и встало на Клементьевском поле, что на западной окраине села Клементьева. Из монастыря на врагов было сделано удачное нападение. Пока шел бой, окрестные жители сжигали свои дома и спешили под защиту монастырских стен. Оправившись от неожиданного нападения, враги «спешно и сурово» окружили Троице-Сергиев монастырь. Село Благовещенье оказалось отрезанным от обители линией укреплений – «туров» литовского гетмана Сапеги, поставленных против западной крепостной стены монастыря. По крайней мере, части жителей села удалось укрыться за крепкими монастырскими стенами и, волей неволей, принять участие в долгом шестнадцатимесячном Троицком «сидении». Среди укрывшихся оказался Благовещенский священник Ермолай, который 1 июня 1609 года дал вкладом в монастырскую казну 10 рублей по своей попадье Анне. Супруга священника, надо полагать, стала жертвой голода и болезней, унесших жизни многих «сидельцев» зимой и весной 1608 – 1609 годов. Отец Ермолай умер в том же 1609 году и был записан в монастырском синодике как «священноиерей Ермила» с уточнением «Благовещенский поп».

     В ИСТОРИЮ ОСАДЫ Троице-Сергиева монастыря село Благовещенье вошло благодаря Благовещенскому оврагу, по дну которого мимо села в сторону монастыря течет речка Кончура. Используя глубокий овраг, защитники монастыря неоднократно обходили вражеские укрепления, стоявшие против западной линии монастырских стен, и внезапно нападали на врагов. Так, например, 15 августа 1609 года Троицкие сидельцы, незаметно пройдя Благовещенским оврагом, побили сторожей согнанного к лагерю Сапеги скота, пущенного на выпас в поле под защитой литовских осадных туров. Участники вылазки благополучно отогнали добычу в монастырь. В январе 1610 года, устав от бесплодной осады, опасаясь подхода к монастырю сильного русского войска, Сапега и Лисовский отступили, наконец, от неприступного для них Троице-Сергиева монастыря.

Московская область,г. Сергиев Посад, село Благовещенье