ИСТОРИЯ ХРАМА
В трех километрах к западу от Троице-Сергиевой Лавры, на вершине плоского холма, лежит небольшое село Благовещенье - одно из древнейших в Радонежском крае и ближайшее к Троицкой обители.

Немногочисленные жилые дома села располагаются «покоем» вокруг обширной площади с тремя старинными прудами и небольшим кладбищем; здесь же, на площади, возвышается церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Древняя центрическая планировка села Благовещенья, дома которого не разрезают холм, вытягиваясь в одну или две линии (такова планировка подавляющего большинства современных сел), а, приспосабливаясь к рельефу холма, образуют как бы уютное закрытое от внешнего мира гнездо на его вершине, необычна для настоящего времени, зато вполне характерна для прошедших веков. В стародавние времена каждое село с тянувшими к нему деревеньками, полями, лугами и лесными угодьями являло собой отдельный замкнутый мирок.

С вершины Благовещенского холма видна Троице-Сергиева Лавра. Отсюда же хорошо видно, как близко подобрались к Благовещенскому холму дома Сергиева Посада. Многовековое близкое соседство с Лаврой и ее посадом определило всю историю села Благовещенье.
Село Княже
Время не сохранило сведений ни о дате основания села, ни о его основателях, что не удивительно: крестьяне редко попадали на страницы летописей. Археологические исследования, проведенные в центре села Благовещенья, на территории сельского кладбища и близ него, свидетельствуют о возможности появлении здесь земледельческого поселения (починка, деревни, села) в XIV веке: этим столетием датируются древнейшие из найденных фрагментов гончарной керамики.


Профессор Московской Духовной академии Н.А. Заозерский, автор брошюры об истории села Благовещенья, «признавал за несомненное», что село было основано в годы правления великого князя Московского Ивана Красного (1353 – 1359), как село княжеское, откуда, по мнению профессора, происходило его первое название – село Княже. Действительно, в середине XIV столетия вокруг пустынного Троицкого монастыря Преподобного Сергия Радонежского как раз начинали строиться первые деревни и села. Заселение окрестностей монастыря иллюстрирует отрывок из «Жития» Преподобного Сергия, составленного Троицким насельником Епифанием Премудрым:
…тогда начаша приходити христиане и обходити сквозе вся лесы оны, и възлюбиша житии ту. И … начаша с оба полы места того садитися, и начаша сещи лесы оны… И сътвориша себе различныя многыя починьци… и съставиша селы и дворы многы, и насеяша села и сътвориша плод житен, и оумножишася зело…
Епифаний Премудрый
составитель "Жития" Преподобного Сергия
Село Княже
Крестьян-поселенцев привлекали княжеские льготы. Не в меньшей степени привлекала крестьян незаурядная личность и духовные подвиги Преподобного Сергия.

Признав, что село Княже было основано в середине XIV в., признаем «за несомненное», что уже в это время в нем стояла церковь в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Церковь могла быть построена или освящена при участии самого преподобного игумена Сергия, успевшего за свою многотрудную земную жизнь заложить и освятить не один храм.

В годы правления великого князя Ивана Ивановича Красного Радонежская волость, в которую входило село Княже и другие села близ Троицкого монастыря, принадлежала его матери, княгине Ульяне, вдове великого князя Ивана Калиты. От княгини Ульяны, скончавшейся не позже 1374 г., волость «с селы и с бортью… и со всеми пошлинами» досталась удельному князю Владимиру Андреевичу Серпуховскому, а затем его четвертому сыну Андрею Владимировичу Радонежскому (1419 – 1425).

Князь Андрей Владимирович, щедрый благотворитель обители Преподобного Сергия и один из храмоздателей белокаменного Троицкого собора, пожаловал село Княже Троице-Сергиеву монастырю. Об этом сообщает краткая запись в монастырской Кормовой книге 1592 г. Из Кормовой книги запись перекочевала во Вкладную книгу монастыря XVII в., в раздел «Вклады государей царей и великих князей»:
Дал вклад князь Андрей под монастырем село Княже, да село Офонасьево, да село Клемянтиево… Писан в старой кормовой книге.
Кормовая книга
Раздел "Вклады государей царей и великих князей"
Село Княже
Вслед за переходом не позднее осени 1425 г. княжеского села во владение Троице-Сергиева монастыря последовало его переименование из Княже в Благовещенье, по стоявшей в центре села деревянной Благовещенской церкви[1].

[1] Память о первом названии села сохранялась вплоть до начала XX века в названиях «Княже поле» или «Княже селище», так называлась территория к северо-западу от монастыря, вдоль Благовещенского оврага.
XIV-XV века
Как выглядела первая Благовещенская церковь? Конечно же, в XIV – 1-й четверти XV века, – в период частых княжеских междоусобий, татарских и литовских набегов, трудно представить, чтобы в небольшом и сравнительно недавно основанном селе могла быть построена богатая и большая приходская церковь.

Первая Благовещенская церковь должна была относиться к обыкновенному для XIV – XVII веков и простейшему, так называемому «клетскому» типу. Летописи называли подобные церкви «древяна клетски». Основу церкви составляла бревенчатая клеть (сруб) храма и прирубленная к ней с восточной стороны клеть меньших размеров для алтаря. С западной стороны к храмовой клети могла быть прирублена третья клеть для паперти или тесовые сени, или даже простой навес на столбах. Каждая клеть перекрывалась высокой двускатной тесовой кровлей. Над кровлей центральной клети возвышался деревянный крест на рубленной деревянной главке.

В ясную погоду от Благовещенской церкви можно было увидеть главу Троицкого храма монастыря Преподобного Сергия, что на соседнем Маковце, и, возможно, даже услышать стук в деревянное било, которым пономарь по приказу игумена созывал братию к богослужению. Напомним, что в монастыре так же стояла деревянная клетская церковь, посвященная Живоначальной Троице.

Лишь в 1420-х годах, через тридцать лет после кончины Преподобного Сергия, был поставлен белокаменный Троицкий собор, в юго-западном углу которого, за правым клиросом, осенью 1425 г. было погребено тело бывшего владетеля села Княже, Радонежского князя Андрея.

XV-XVI
Впервые село Благовещенье (бывшее Княже) в числе нескольких других Радонежских сел Троице-Сергиева монастыря упоминается в Жалованной грамоте великого князя Московского Ивана III, данной Троицкому игумену Вассиану, игуменство которого выпало на 1462 – 1466 годы. Жалованная грамота освобождала монастырское село от многих государственных пошлин, от поборов и постоев.

Жалованная грамота передала право суда над Благовещенскими крестьянами Троицкому игумену Вассиану «или кто по нем иный игумен будет». Завершалась грамота предостережением: «А кто сь сее мое грамоты не слушает, или кто чем изобидит их [крестьян Радонежских сел], быти от меня, от великого князя, в казни».
В 1481 году великий князь Иван III подписал новую грамоту, запрещавшую
князьям, боярам, воеводам ратным и подорожным людям «ставиться» и брать подводы в Радонежских селах Троице-Сергиева монастыря, не исключая и села Благовещения
В 1534 году, при игумене Иоасафе, пожалования Ивана III от имени его сына, малолетнего великого князя Ивана IV, были подтверждены правительством его матери, великой княгини Елены Глинской.

Великокняжеские грамоты изображают Троице-Сергиев монастырь не только владельцем, но и покровителем своих крестьян, ограждавшим их от многих поборов, от своевольства сильных и знатных людей. Покровительство монастыря пошло на пользу крестьянам, о чем свидетельствуют документы XVI века.

В одном из документов 1512 года в селе Благовещенье показано 29 крестьян, что для начала XVI века немало. Крестьяне перечислены по именам и прозвищам, но без фамилий, которые в те времена простым людям не полагались, и в уменьшительной форме. Приведем их в том порядке, как они записаны в документе:


Филка, Ондрейко, Шадра, Костя, Петрок, Костя, Онанка, Огафоник, Федко, Васко, Нестерик, Ивашко, Ортемко, Гридка, Фролко, Дубина, Ярыш, Кирилко, Ивашко, Дениско, Олешко, Панюта, Игнат, Васко, Степанко, Ивашко, Микитка, Колуга, Крома.

Уже в 1536 году при Благовещенской церкви в кельях жили «благовещенские старицы» – одинокие, больные, престарелые женщины, питавшиеся подаяниями крестьян и «подорожных людей», проходивших через село в Троице-Сергиев монастырь. Сам факт наличия в селе богадельни – свидетельство роста и села, и благосостояния его обитателей.


Еще более ценные сведения сообщает составленная в 1587 году Писцовая книга, в которой упоминается «церковь пречистыя Богородицы, древяна вверх, ветха, а в церкве образы и свечи и книги и всякое церковное строенье монастырское».
Церковь «древяна верх» – так в старину могли назвать церковь, завершенную восьмигранным шатром, так могли назвать и высокую церковь обычного клетского типа, завершенную небольшим восьмигранным барабаном, несущим церковную главку с крестом. Для села Благовещенья второй вариант представляется более вероятным, если учесть, что между основанием села Княже с его клецкой церковью и составлением Писцовой книги прошло не более 235 лет, – срок не слишком большой для построенного на совесть деревянного храма.

Обратим внимание на то, что все внутреннее убранство, «образы и свечи и книги», и, вообще, «всякое церковное строенье» Благовещенской церкви, отмеченное в Писцовой книге 1587 года, было монастырским. Обустройство храма относилось, конечно же, к XV столетию, когда село Княже перешло во владение Троицкой обители. Желая упрочить духовную связь с селом, монастырь снабдил храм новыми образами, свечами и дорогими богослужебными книгами. Среди переданных в Благовещенскую церковь образов, конечно же, были образа Живоначальной Троицы, Преподобного Сергия, был и распространенный в монастыре образ Явления Божией Матери Преподобному.

В сентябре 1608 года многотысячное польско-литовское войско панов Сапеги и Лисовского по Московской дороге подошло к Троице-Сергиеву монастырю и встало на Клементьевском поле, что на западной окраине села Клементьева. Из монастыря на врагов было сделано удачное нападение. Пока шел бой, окрестные жители сжигали свои дома и спешили под защиту монастырских стен.


Оправившись от неожиданного нападения, враги «спешно и сурово» окружили Троице-Сергиев монастырь. Село Благовещенье оказалось отрезанным от обители линией укреплений – «туров» литовского гетмана Сапеги, поставленных против западной крепостной стены монастыря.


По крайней мере, части жителей села удалось укрыться за крепкими монастырскими стенами и, волей неволей, принять участие в долгом шестнадцатимесячном Троицком «сидении». Среди укрывшихся оказался Благовещенский священник Ермолай, который 1 июня 1609 года дал вкладом в монастырскую казну 10 рублей по своей попадье Анне. Супруга священника, надо полагать, стала жертвой голода и болезней, унесших жизни многих «сидельцев» зимой и весной 1608 – 1609 годов. Отец Ермолай умер в том же 1609 году и был записан в монастырском синодике как «священноиерей Ермила» с уточнением «Благовещенский поп».


В историю осады Троице-Сергиева монастыря село Благовещенье вошло благодаря Благовещенскому оврагу, по дну которого мимо села в сторону монастыря течет речка Кончура. Используя глубокий овраг, защитники монастыря неоднократно обходили вражеские укрепления, стоявшие против западной линии монастырских стен, и внезапно нападали на врагов.

Так, например, 15 августа 1609 года Троицкие сидельцы, незаметно пройдя Благовещенским оврагом, побили сторожей согнанного к лагерю Сапеги скота, пущенного на выпас в поле под защитой литовских осадных туров. Участники вылазки благополучно отогнали добычу в монастырь.


В январе 1610 года, устав от бесплодной осады, опасаясь подхода к монастырю сильного русского войска, Сапега и Лисовский отступили, наконец, от неприступного для них Троице-Сергиева монастыря.


Долгое пребывание вражеских отрядов под стенами Троицкой обители привело к разорению и запустению окрестных селений. Не избежало общей участи и село Благовещенье, в котором стояла часть отрядов гетмана Сапеги. Вот запись монастырской Дозорной книги 1614 года, составленной для оценки положения Троицких вотчин после осады:


Село Благовещенское, а в нем церковь Благовещение Пречистыя Богородицы, древяна клетцки; в селе же двор – поп Павел Иванов, двор – церковный дьячок Безсон Тененев, двор – пономарь, да пять мест келейных пусты. Крестьянских дворов 10: один из них на полтрети, остальные – на пол-трети, два двора пустые – хозяева их збрели безвестно, и три двора бобылей.


Как видим, за время осады сапежинцы уничтожили стоявшие рядом с церковью кельи нищих, от иноземцев пострадали крестьянские дворы, а две семьи пропали безвестно. Не могла не пострадать и Благовещенская церковь, хотя прямых сведений об этом и не имеется.Впервые село Благовещенье (бывшее Княже) в числе нескольких других Радонежских сел Троице-Сергиева монастыря упоминается в Жалованной грамоте великого князя Московского Ивана III, данной Троицкому игумену Вассиану, игуменство которого выпало на 1462 – 1466 годы. Жалованная грамота освобождала монастырское село от многих государственных пошлин, от поборов и постоев.


Made on
Tilda